?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Откровение Петра 40 ]

Получив премию «Золотой Орел» за лучшую мужскую роль (в фильме «Остров»), Петр Мамонов сказал со сцены нечто такое, что его речь вырезали из телевизионной версии церемонии. Вопрос «Что сказал Мамонов?» настолько взбудоражил общественность, что актер выразил готовность собрать специальную пресс-конференцию и повторить свое выступление. В распоряжении «Эксперта Online» оказалась полная расшифровка речи Мамонова:

Кадр из фильма "Остров"

Вообще не столько приятно получать, сколько благодарить, на самом деле. Ну, я, как всегда, немножко мимо, так сказать. Ну, не туда я попал. Я ведь, например, не молился здесь, я обычно дома молюсь. Хочу поблагодарить Господа Бога за то, что подал нам снять такой фильм. Второе: хочу поблагодарить свой народ, который меня вырастил, воспитал, кормит, одевает, обувает и так далее. И, конечно, хочу поблагодарить академию, академиков за столь высокое признание нашего труда. Потому что я к этому фильму отношусь спокойно, несмотря на вот этот такой некоторый нездоровый уже ажиотаж. Понимаете, мне кажется… простите, может, я долго, да? Но я все равно все-таки… Мне кажется, что мы просто сняли хорошее, простое, честное, чистое кино. Вот. И на просто общем фоне, уж да извинят меня присутствующие, это так вот выглядит. Почему я это говорю? Не из хвастовства, ни в коем случае, а потому, что вот умер Андрюша Жегалов. Вот нашей стране такие люди что — не нужны что ли? Конечно, нужны, очень сильно. А почему мы так беспечно живем? Почему в киногруппе нет врача? Почему полчаса человек мучался, его можно было спасти, человека, он бы сейчас рядом с нами здесь стоял. Все вот это очень просто. И вот эта беспечная жизнь, она кончится тем, что все будем учить китайский язык, ребята. (Аплодисменты.)

Почему какое-то кинцо наше, извините. Павел Семеныч, извини, ради Бога (смех в зале) — по всей стране люди рыдают, а когда в любом продуктовом магазине стоит игровой автомат и у нас вот в Верее, я в провинции живу, человек проиграл зарплату, потом взял в банке аванс, потом дом проиграл и повесился. И сплошь и рядом, а это как-то все спокойно, это какой-то там Путин должен делать. А Путин — он маленький, худенький, че он может? Он… он разведчик. Он там (аплодисменты)… Где мы-то с вами, где?

Почему мы четыре миллиона Суворовых, Ушаковых, Лермонтовых, Пушкиных в год убиваем? Что за беспечность такая? Переходящая уже в преступление. Что это вообще такое за, извините, аборт по социальной там вот это…дескать, у тебя нет определенного этого, ты можешь вообще вот через пять минут он родится, ну все знают… Четыре миллиона в год. Десять детишек в Беслане погибли, и все рыдают, вся страна, а четыре миллиона – нормально. Это, говорят, «плод». Ну и так далее, все знают, каждый… Вот я не то что здесь какую-то обидку там, а просто сердце болит, правда. Вот… И у меня сын вот младший, ему 25 лет. Вот его внук знаете кем будет, если так будет продолжаться? Он будет подсобным рабочим на нефтяной скважине у хозяина китайца… И они нам покажут религию. У них ее не было никогда. Они нам порядок наведут тут сразу, строго. И не надо нас будет ни завоевывать, ничего, пусть мы тут такие все прекрасные сидим, добрые, все друг друга любим… Вот так вот, поэтому спасибо вам всем большое. (Аплодисменты.) Товарищи мужчины, позвольте к вам обратиться, давайте уже не заходить на порносайты, а делом заниматься реальным. (Аплодисменты.) Вот. До меня тут дошло… идолопоклонство там это все, вот. Я тут был на премии Владимира Семеновича Высоцкого лауреатом. Я говорю: девушки, ну давайте рожайте нам… И как возрадовался. Встают вдруг три девки сзади, и с пузом, и говорят: вот, Петр Николаевич, не волнуйся, у нас все во… Я говорю: хорошо! Пока, пока…(Музыка, аплодисменты.)




Остальное дальше:
Петр Мамонов прочитал проповедь на церемонии "Золотого орла". Интервью Павла Лунгина и интервью Мамонова полугодовой давности.




Святопредставление


// Петр Мамонов прочитал проповедь на церемонии "Золотого орла"


Павел Лунгин (слева) и Петр Мамонов (в центре) показали из ряда вон выходящий результат
Председатель союза кинематографистов России, кинорежиссер Никита Михалков (слева) и актер и музыкант Петр Мамонов (справа) на церемонии вручения национальной премии в области кинематографии "Золотой орел". Церемония прошла в первом павильоне киностудии "Мосфильм" Режиссер Глеб Панфилов (слева) и актриса Инна Чурикова (справа) на церемонии вручения национальной премии в области кинематографии "Золотой орел". Церемония прошла в первом павильоне киностудии "Мосфильм" Церемония вручения национальной премии в области кинематографии "Золотой орел" прошла в первом павильоне киностудии "Мосфильм"
премия кино

В 1-м павильоне "Мосфильма" прошла церемония вручения пятой национальной кинематографической премии "Золотой орел". Ее главным номером стало выступление лауреата в номинации "Лучший актер" Петра Мамонова, даже на светском мероприятии не вышедшего из принесшей ему "Золотого орла" роли старца из фильма "Остров". Рассказывает МАЙЯ Ъ-СТРАВИНСКАЯ.

Фаворитом этого года стала картина Павла Лунгина "Остров", получившая шесть премий, в том числе почти во всех главных номинациях. За лучшую мужскую роль второго плана "Орел" достался Виктору Сухорукову, за лучшую мужскую роль академики наградили Петра Мамонова, лучшим режиссером стал Павел Лунгин, лучшим сценарием также стал выпускной вгиковский сценарий молодого автора Дмитрия Соболева. Когда объявляли лучшую операторскую работу – эту премию посмертно получил Андрей Жегалов, оператор "Острова", скоропостижно скончавшийся за два дня до церемонии,– зал встретил это объявление стоячими аплодисментами.
Из основных номинаций "Острову" не достался только приз в номинации "Лучшая актриса". Его получила Анна Михалкова за роль в фильме Дуни Смирновой "Связь". Она не без кокетства помянула отца, возглавляющего "Золотого орла", и призналась, что теперь поверила, что "со своей фактурой" может играть "кого-то кроме доярок". Чулпан Хаматовой пришлось довольствоваться призом за лучшую женскую роль второго плана в картине Андрея Эшпая "Многоточие". Авторитет нобелевской премии сыграл, видимо, свою роль в распределении сериальных премий. Лучшим мини-сериалом признали экранизацию "В круге первом" Александра Солженицына режиссера Глеба Панфилова (РТР), а лучшим телевизионным сериалом стал "Доктор Живаго" по роману Бориса Пастернака ("Централ Партнершип"). Телеэкранизации романов Михаила Булгакова и поэмы Николая Гоголя остались без наград.
Церемония "Золотого орла" была явно заточена под оскаровский стандарт. Эксцентричный ведущий – в этом году это был Иван Ургант,– минималистичные декорации, видеоролики к номинациям и бесконечные благодарственные речи, в которых не обходится без поминания академиков. Развлекательные перебивки между оглашением победителей были выдержаны в едином стиле. Илья Олейников и Юрий Стоянов как заправские барды пропели на мотивы Булата Окуджавы и Сергея Никитина юмористические песенки про номинантов, претендовавших на звание лучшего фильма года.
Следуя заморским модам, участники старательно изображали ироничную небрежность. Актеры дурачились, бранились с ведущим и обращались к своим коллегам в зале. Вручая статуэтки, Ингеборга Дапкунайте и Марат Башаров, прославившиеся в телешоу "Звезды на льду", вышли на сцену хоть и без коньков, но на голову все равно встали, продемонстрировав акробатические трюки и сорвав аплодисменты. Но выдержать всю церемонию в заданном легкомысленном тоне не удалось.
Как гром среди ясного неба возник Петр Мамонов, вышедший на сцену получать приз в номинации "Лучшая мужская роль". Даже те немногие, кто не видел фильм "Остров", смогли оценить выбор жюри. Победитель появился на публике в замызганной шерстяной кофте, потертых джинсах и в грязных спортивных ботинках, разве что его лицо не было вымазано сажей, как у его героя-старца. Весь облик актера резко контрастировал со светской атмосферой мероприятия и лощеными "вручантами" – приз поднесли режиссер Федор Бондарчук и актриса Виктория Толстоганова. Но это было только начало. Речь господина Мамонова началась, как и всякая другая, с благодарностей. Но благодарил он не академиков и родственников, как положено, а бога и народ, который его "воспитал и вскормил".
Знаменитый своим блистательным юродством шоумен сказал: "Все так восхищаются, устроили мне какое-то идолопоклонство, а мы ведь сделали очень простое кино, и только на общем фоне оно так выделяется". Это замечание вызвало в зале некоторое смятение. Федор Бондарчук, стоявший за спиной актера, изменился в лице. Продолжение речи Петра Мамонова потребовало от режиссера настоящего самообладания.
"Я не понимаю, почему люди смотрят фильм 'Остров' и плачут в кинотеатрах, а то, что происходит вокруг нас, никого не волнует – такими словами начал свою мысль актер, а закончил ее неожиданно для всех: – А вы все играете, но эта ваша беспечная жизнь приведет к тому, что мы все будем учить китайский язык. Мой внук наверняка будет подсобным рабочим на нефтяной вышке, которой будет управлять китаец. А Путин что? Он хлюпенький, он разведчик. Что он может?" И закончил ударной фразой про аборты: "А мы каждый год убиваем четыре миллиона будущих суворовых и пушкиных. Девки, давайте рожайте!"
Зрителям, среди которых были в основном академики, чиновники и номинанты, ничего не оставалось, как на этот взрыв нонконформизма ответить аплодисментами. Скорее нервными, чем восторженными. Сложилось впечатление, что после выступления "старца" всем хотелось церемонию поскорее завершить. Участники действа расслабились только к вручению премии за вклад в киноискусство знаменитому голливудцу Роману Поланскому. После показа кадров из фильмов прославленного режиссера на большой экран вывели фото 20-летней давности, на котором Никита Михалков держит щуплого Романа Поланского на руках. Через мгновение господин Михалков точно так же вынес на сцену из-за кулис режиссера и вручил ему статуэтку. Растерянный Роман Поланский объявил победителя в главной номинации – "Лучший фильм года". Но никто не рискнул вынести на сцену на руках режиссера Павла Лунгина.




Петр МАМОНОВ:
ТЬМА — ЭТО ОТСУТСТВИЕ СВЕТА
Проповедь, прочитанная на сочинском пляже нынешним летом

(Фото Ларисы Камышевой) Справка «Новой»
Мамонов Петр Николаевич — лидер московского андеграунда 80-х, в совершенстве владеет английским и норвежским языками, его переводы публиковались во многих поэтических антологиях. В прошлом: банщик, лифтер, наборщик в типографии, корректор, работник бойлерной, заведующий отделом писем в журнале «Пионер», рабочий в продуктовом магазине… Основатель группы «Звуки Му» и стиля «русская народная галлюцинация» — дикая смесь музыки, поэзии и театра. Ныне православный отшельник. Недавно сыграл в новом фильме Павла Лунгина «Остров».

– Ведь как все нынче извращено. Вот критики тут недавно фильм «Остров» Павла Лунгина разбирали, о церкви говорили как о чем-то ветхожитийном, типа «Илья Муромец». Как жить дальше, если ни во что не веришь? Будешь пихаться налево-направо. А если вера есть, как не хочется сесть, все уступишь старухе место. Вот тебе и все христианство. Посуду помой вне очереди. Христианский поступок? Христианский. Ведро вынеси. Ну не настаивай на своем. Не ори: «Не разогрето!». Потерпи минуты две. Она, бедная, сейчас разогреет. Тоже устала. Ее по-своему мутит-крутит. Что ты все «жена должна», «муж должен». Любовь — это не сю-сю, му-сю. Не Асадов. Это тяготы друг друга нести.
Лежит человек рожей в снег. Почему думаем, что пьяный, может, у него сердце? А если и пьяный. Посади его на парапет, чтоб не замерз. Бежим мимо. Мимо себя. Сделаешь что-то такое… Лежишь вечером и думаешь: «Чо тебе так хорошо? Чо тебя тащит так? Вроде и не пил. Почему комфортно на душе? А… Сегодня бабке сумку помог — три ступеньки…». Он же нам сторицей…
Мне здесь одна девушка говорит: «Не люблю своих родителей». Обожди. А ты им помогаешь? В магазин ходишь? «Да, — отвечает, — все, что нужно, делаю». Значит, любишь, а что там в чувствах копаться. Плюнь ты на это. Нельзя по чувствам жить. Сегодня — солнышко. Завтра — дождичек пошел. Упал, ногу сломал — третье чувство. Жить надо по закону: не «Дай», а «На». Как это так, недоумевают, снимут верхнюю одежду — отдай и рубашку? Привыкли жить навыворот. У нас на голове, если пощупать, образовалось плоское местечко, на котором удобно стоять. Так и живем — вверх ногами. Все, что Богу угодно, презираем. Сильный помоги слабому. У нас — задави. Богатый — отдай. У нас — хапани, да охрану поставь, чтоб не украли.
У нас извращенный взгляд на христианство. А это просто. Сколько крови можешь отдать за другого. Потому что написано: «Что сделал одному из малых сих, то ты сделал мне». Сколько можешь у постели матери просидеть, которая одурела от старости и болезней. Вот где приходится умирать каждый день. Как в Чечне ребятишки стоят. Чеку выдернул один придурок, сейчас — взрыв, подполковник, не думая, бросается. Его в куски. Восемь человек живы. Коммунист, некрещеный, никогда в церковь не ходил, о Боге вообще не думал, но он христианин. В рай — ракетой.
А то в храм пришел, поклоны бьет, свечек понаставил. А сердце — пусто. Христианский поступок? Мимо. Хоть обмолись весь, объезди все Афоны, облобызай мощи. Ничего не будет. Смотришь на нищего: «А… это все обманщики. По телевизору показывали эту мафию». Да дай ему 50 копеек. Что у тебя убудет? Ошибись в эту сторону. Что ты веришь ящику? Настоящая мафия — кто у джойстика этого сидит, пять человек — манипулируют всеми нами. Шиш им с маслом. Не выйдет.
Я 11 лет в провинции живу. Так же народ трудится. Так же встает до зари. Так же девушка в троллейбусе в 30-градусный мороз — попробуйте-ка десять часов: «Ваши билетики, ваши билетики». За пять тысяч в месяц. Вот я — от этих депутат. Для них работаю. Хоть и трудно, стараюсь по закону жить. Из десяти два раза удается. Зажать свой рот окаянный, чтоб не выскочило обидное слово. Не отпихнуть человека. Не перебить. Выслушать. Пишут же отцы: надо перед друг другом стоять, как перед древней иконой.
Что значит не осуждать? Не выносить приговора. А мнение иметь мы обязаны. Господь пытался вразумить фарисеев, и гнев его был праведный. Праведный, когда гневаешься на себя. Что опять, дурак, напился вчера. Когда свой грех возненавидишь. Привычку мерзкую, въевшуюся в тебя. Никак не можешь с ней справиться. Только возненавидя ее, начнешь побеждать.
Стараюсь поучаться, хоть лет уже много. Вот у нас автобус из Вереи… рейсовый до Москвы. Два часа ходу без остановок. Места все по номерам — не пересядешь. С ужасом смотрю: впереди меня сваливаются два пьяных дембеля. Матерщина, о бабах… Все по полной. Думаю, ну на два часа попал — караул. Потом говорю себе: «Але. Давай-ка это… Подумаем спокойно, внимательно. Кто эти ребята? Выросли в деревне. В то время, когда не было намечающегося сейчас подъема. Что видели? Отец пьет, колотит мать, постоянный мат. Телевизор орет дурацкий. До восемнадцати как-то дотянули. Взяли в армию. Колотили их. Потом они колотили. Вот «новоиспеченные» явились. Чего я от них требую… Я их чему-то научил? В их дом зашел? Книгу прочитал?». Смотрю, а мы уж приехали — не заметил, как.
Все зависит от нас: как мы слышим. Замылены ли глаза. Забиты ли уши. Затерта ли душа. Обложена ли совесть ватой. Вот чем надо заниматься. Святые учат: спаси себя и хватит с тебя. Сейчас кричат: «Правовое государство», «Закон превыше всего»! Все равно кучка людей все проплатила. Покажут тебя с ребеночком. Потом, как ты бабушке даешь пенсию… Так пятьсот раз на день. И выберут именно тебя. Не надо даже никого назначать.
Способ действия? Себя делай. Эту маленькую точечку. И на эту маленькую точечку светлее станет. А если только указывать: это не так, да пенсии мало, да правительство козлиное, да американцы поганые, да бен Ладен, будь неладен. ...Ничего не сдвинется. Только умножится злоба, которой и так хватает. Давайте злобу уменьшать. Об этом мы и хотели снять свое робкое кино «Остров».
Да я согласен с критиками. Фактической путаницы в картине много. Постарался объяснить, почему это произошло. Мы пребывали все в недоумении каком-то, старались из последних сил. Как дети малые, пытались не понять, а зафиксировать. Что происходит с человеком, когда поверил и устремился к Богу, как мой герой… Как тягостен и ответствен грех. Все время забываем, что тьма — отсутствие света. Не имеет сущности. Зла как такового нет. Мы его овеществляем. Своим раздражением. Неуважением друг к другу…
Что такое рай и ад? Отцы учат, что все залито морем-океаном божественной любви. Грешников Бог наказывает бичом любви. Представьте — океан любви, все друг друга любят. Вы за эту жизнь любить не научились. Воткнулись туда — что вам там делать? Вот он ад. Вечные муки. Раз тьма — отсутствие света, мрачная душа, войдя в свет, там исчезнет.
Древние евреи — в первую голову скотоводы, пастухи. Что самое ценное? Стадо. В стаде кто самый любимый, дорогой? Только что родившийся ягненочек. Нес его на плечах, спасал от холода, голода, лечил. Именно его требуется принести в жертву. Зачем? Чтобы народ, уже уверовавший в единого Бога, увидел собственными глазами последствие греха. Грех всегда падает на невинного. Едешь пьяный на автомобиле. Сбил человека. Твой грех на невинного пал. Это закон, если внимательно посмотришь. Сильный, толстокожий, нахальный, надменный не пострадает. Пострадает тонкий. Чуткий. Невинный. Вот кто погибает. Как среди кинематографистов в 90-е — Надя Кожушаная, Петр Луцик.
Как только все это осознал, меня оторопь взяла… Как же я живу? Что ж я творю, подлец поганый. Мой герой в фильме — отшельник — это осознает. Что нет малого греха. Если даже в мелком не можешь справиться, в большом будешь неверен.
Туфта это собачья: государства, границы, национальность. Какая сейчас национальность — вавилонское пленение. «Я чистокровный еврей». Да какой ты чистокровный, если даже не знаешь, из какого колена, не знаешь, что было двенадцать колен Израилевых. Какой я русский? Когда у меня поляки, татары, кого только не было. Язык вбирает культурный слой, традиции. Вот и вся национальность.
Человеческое призвание — быть сынами Божьими. Не рабами, не наемниками, даже не друзьями. Понимаете, шесть лет идет свет от ближайшей звезды. Сейчас видим свет звезд двухтысячного года. Это что, для кошки? Вот наши масштабы. Наши глубины. А мы пытаемся заполнить их в лучшем случае добротным фильмом. Общением с друзьями. В худшем — водочкой, порнухой. Дух уныния царствует повсеместно. Поэтому гремит музыка, хлещет с экранов кровь, эвересты голых тел. Поэтому «Все и сразу». «Все будет кока-кола». «Уступи соблазну». «Не дай себе засохнуть». «Египет круглый год». Почему толстые дядьки бесконечно на экране строят рожи… Это что, нам диктуют? Нет, мы заказываем эту гадость.
Нам скучно наедине с собой. Попробуй лечь в комнате. Остаться на час. С ужасом обнаружишь, что тебе скучно.
Я ничего не вещаю. Делюсь собственным опытом. Такой же я — слабый, немощный. Такой же всякий. Но у меня появилась алчба. Мне надо позарез, аж в горле пересыхает. Истину. А одно из имен Христа Солнце правды. К этому солнцу я всеми своими комариными силенками стремлюсь. Читаю: «Мы не живем настоящей минутой. Мы даже вот когда сидим за столом, наша мысль — то в огурцах, то в квасе, то в супе. Попробуйте хотя бы минуту в день, когда вы ничего не делаете… собраться под кожу и жить сейчас. В данную минуту. Это очень трудно. И следствием такого внешнего усилия будет то, что вы ощутите присутствие Бога».
Ощущаю ли я себя актером? Я — Мамонов Петр Николаевич. Себя люблю за то, что в работе всегда по-честному. До конца. Изо всех сил на данный момент, all the best. Через пять лет смотришь, думаешь: «Как же я мог такую гадость сыграть?». Но сердце мое спокойно, потому что знаю: на тот момент делал все. Так и кино «Остров». Получилось — нет? Произведет впечатление? Старался помочь окружающим, и себе в том числе.
Когда Господь въезжал в Иерусалим на ослице, бросали цветы, ветви пальмовые и кричали приветствия. Ослица была в полной уверенности, что ей кричат. Так и мы — ослицы, на которых едет Господь. Все мои таланты разночисленные — не моя заслуга. Щедрой рукой сыпанули… С этим живу. Стараюсь не продать. Не проституировать. Не тащиться от своего «я». Понимаю, что я, Петя Мамонов, тут ни при чем. Я пропил, скажем, пятьсот песен, которые людям, может, помогли бы. Втоптал в водку, в грязь. Кичиться этим, что ли? Мол, мы, поэты, и из грязи можем истину вещать. Чепуха. Нам как раз-то и положено, которым дано. Как можно чище, аккуратнее жить. Потому что все так хрупко, незащищенно. Вы же видите, как сорняки на грядке так и прут…

Записала Лариса МАЛЮКОВА, обозреватель «Новой»
24.07.2006

Павел Лунгин: дальше начали происходить чудеса


// премия кино


Своими чувствами после триумфа "Острова" режиссер фильма ПАВЕЛ ЛУНГИН поделился с МАЙЕЙ Ъ-СТРАВИНСКОЙ.

– Для вас успех этой очень личной картины – парадокс или оправданное ожидание?
– Счастливый парадокс. Это был огромный риск с моей стороны, потому что таких картин вообще не делалось. Эта картина явно противоречит тенденциям современного мирового кино. Она принципиально неформатна. И на это можно было пойти только благодаря помощи канала "Россия". Они взяли на себя весь финансовый риск, понимая, как нам казалось, что фильм будет некассовый, что выиграть здесь почти невозможно. И тем не менее и Добродеев, и Златопольский, и Сергей Шумаков, который был продюсером, сказали, что они хотят такой фильм. Ну а дальше начали происходить чудеса. Чудо, что канал дал деньги сразу и целиком. Чудо, что все сладилось, что в те дни Белое море не замерзало, потому что мы опаздывали – должен быть встать лед в октябре, а мы до декабря снимали, и не было льда, не ушла эта вода... Потом чудо было, что фильм стал так нравиться. Да, сам я плакал, но то, что плачут другие, каждый раз вызывало у меня волнение и удивление. Ну вот, вдруг оказалось, что страна полюбила этот фильм.
– Вы можете объяснить этот успех?
– Могу, потому что думаю, что чувствую то же, что чувствует страна. Россия никогда не жила чисто материальными ценностями, здесь всегда были страстные духовные течения. А в мире духовного супермаркета, где тебе предлагают только развлечения, уже расфасованные и пережеванные, думаю, людям было душно и тесно. И еще мне кажется, что в этом фильме есть такое чувство, что вина и грех искупаемы. Понимаете? Он дает надежду на избавление, искупление. Каждый сделал что-то такое, за что ему стыдно и грешно, и вот это чисто христианское чувство, что искупление есть и что прощение есть, я думаю, нашло свой отклик у людей.
Самое удивительное, что молодежь замечательно смотрит фильм. Я думал, что будут смотреть люди старшего поколения, а опросы показывают, что молодые люди ходят на этот фильм, и по нескольку раз, и что он нужен, что они там чем-то питаются.
– Как вам пришло в голову снять такой в общем-то религиозный фильм? Вы это планировали заранее?
– Конечно, нет. В кино всегда есть случайности, случайные встречи, внутренняя закономерность того, что происходит. Тема эта до такой степени внутренняя и какая-то интимная, что я, честно говоря, не решался и не представлял себе, как можно реализовать в кино сценарий, который был уже написан, причем не для меня и не для Мамонова. Я его прочитал, отложил, снова прочитал, снова отложил... Потом понял, что необходимо его делать. И конечно, сразу понял, что это Петя Мамонов. В нем есть эта глубокая искренняя вера и юродивость какая-то особая – русский характер этой особой юродивой святости, которая так всех взволновала.
– На церемонии вручения "Золотого орла" Петр Мамонов вполне проявил этот свой характер. У многих возникло ощущение что вам, как режиссеру, в этом смысле пришлось тяжело.
– Да нет. Мы друг друга хорошо знаем. Мы с ним снимали "Такси блюз". Но каждая встреча с Мамоновым дает в результате что-то необычное. Мы с ним очень легко работаем, верим друг другу, и он высокопрофессиональный человек.
– В фильме великолепная операторская работа Андрея Жегалова. Расскажите о нем.
– Я понес ужасную потерю, человеческую, умер неожиданно, ушел мой друг ближайший, соратник, не знаю, как сказать. Это был человек, с которым мы сделали "Остров", тут же сделали еще один фильм, и у нас было столько планов, мы друг друга понимали вообще без слов. Я наконец-то нашел своего оператора, как мне казалось, а он, я думаю, нашел меня. Мы могли реализовать самые необыкновенные проекты, вместе... Эта потеря невосполнима. Он вообще был необыкновенно светлый, веселый и какой-то... Всегда в нем были силы... Вообще невозможно понять, почему он так ушел, потому что он был полон силы, полон жизненной энергии. И мне кажется, что "Остров" открыл в нем что-то. Видимо, он тоже скинул с себя какие-то оковы, знаете, профессиональные и обрел огромную свободу творческую. И конечно, он бы снимал все лучше и лучше. Действительно, он как бы взлетел, понимаете? Это безвременно, как птицу влет, так сказать, на взлете...
Я хотел бы еще добавить, что такая удивительная история была с этим "Островом". Мы все так в общем небездарные люди собрались там. Ну вот сценарист Соболев написал хороший сценарий, я умею ставить, Андрей – снимать, Петя Мамонов – прекрасный актер. А когда это все соединилось вместе, то мы сделали что-то, что гораздо больше, чем каждый из нас по отдельности. Понимаете? Вот этот "Остров" – он как-то всех нас приподнял. И протащил очень сильно вверх. В этом смысле такие картины бывают очень редко.
– Что же будет после "Острова"?
– Следующая картина рассказывает судьбу Рахманинова. Но это не буквальная биография, а довольно вольная поэтическая интерпретация, тоже о поиске себя, поиске России. О ностальгии мучительной, о таланте, который уходит, приходит. Возможно ли быть талантливым вне своей родной земли. Безусловно, Рахманинов был успешным, но это не сюжет фильма, сюжет – его воспоминания во время американского периода жизни. Фильм о том, как человек сомневается в себе и снова и снова возвращается к себе, возвращается к России внутренне.
– Петр Мамонов, сыгравший в фильме "Остров" главную роль, сказал на церемонии, что вы сделали очень простое кино, просто на общем фоне оно выделяется. Вы с этим согласны?
– Ну, он, конечно, скромничал. Он понимает, что это кино простое, но это та простота, которая хуже воровства, понимаете? Это обманчивая простота. Я всегда мечтал достичь ее, и всегда у меня были слишком сложные, может быть, запутанные фильмы. Это та простота, которая приходит как подарок, которая всем нужна, поэтому это сложная простота. Мне кажется, что это простота, которая есть в житиях святых. Там тоже же просто все. В иконе есть простота. Мы знаем, что это та простота, которая почти недостижима.

Tags:

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
live_99
Oct. 3rd, 2008 07:15 pm (UTC)
познавательно, еще больше - поучительно. спасибо.
aspasia_roma
Aug. 5th, 2009 07:36 am (UTC)
Спасибо! С интересом познакомилась с материалами.
ЗдОрово все получилось!
( 2 comments — Leave a comment )